Обжалование штрафа за налоговое правонарушение
Статьей 101.4 налогового кодекса предусмотрено обязательное составление акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о правонарушении. Такой акт вручается (передается) налогоплательщику, и в случае его несогласия с изложенными фактами в течение 10 дней с момента получения акта он вправе представить письменные возражения. По истечении срока, предоставляемого на подачу возражений, налоговый орган при участии налогоплательщика рассматривает акт и возражения (если они представлены) и выносит решение о привлечении либо непривлечении налогоплательщика к ответственности. На данную процедуру также отводится 10 дней. Основанием для направления требования об уплате штрафа является решение о привлечении налогоплательщика к ответственности (пункт 10 статьи 101.4 НК РФ). Таким образом, установленный статьей 70 НК РФ трехмесячный срок на направление требования начинает исчисляться с даты вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде штрафа на основании статьи 119 или 126 налогового кодекса.
Акт о привлечении налогоплательщика к ответственности
Однако остается нерешенным вопрос о том, когда должен быть составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении (в день получения просроченной налоговой декларации либо в какой-то иной день). Порядок оформления такого акта несколько отличается от порядка оформления актов, составляемых по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. В частности в статье 101.4 НК РФ отсутствует четко установленный срок составления такого акта, на что также указал ФАС СЗО в своем постановлении от 5 марта 2008 года N А56-27790/2007. Следовательно, в каждом конкретном случае этот вопрос подлежит индивидуальной оценке.
Санкции в случае неуплаты штрафа за правонарушение
В случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате штрафа в установленный срок (10 календарных дней или более) формально ныне действующая редакция налогового кодекса РФ (статьи 46, 47) позволяет налоговым органам взыскивать штрафы во внесудебном порядке, то есть, например, путем направления в банк инкассового поручения на списание соответствующей суммы со счетов налогоплательщика. Тем не менее, согласно правовой позиции конституционного суда РФ, взыскание штрафа с юридических лиц не может проводиться в бесспорном порядке без их согласия (определение КС РФ от 4 февраля 1999 года N 17-О, постановление КС РФ от 12 мая 1998 года N 14-П). Основываясь на данной правовой позиции конституционного суда России, а также учитывая то, что с 1 января 2007 года из кодекса о налогах и сборах исключена статья 103.1, регламентировавшая порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа, ФАС ПО пришел к выводу о том, что действия налогового органа по взысканию штрафа в бесспорном порядке неправомерны (постановление ФАС ПО от 24 апреля 2008 года N А72-4821/07). Таким образом, налогоплательщики имеют шансы обжаловать правомерность бесспорного взыскания с них налоговых санкций, но такое обжалование возможно лишь в рамках судебного процесса.
 |
|
|
Быстрый поиск по финансовому сайту:
|