Контроль и регулирование бухгалтерского учёта БУХУЧЁТ 2015: принципы организации и регулирования бухучета.Организация внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни согласно пункту 19 федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" определена как обязанность, а не желание экономического субъекта. Исключение составляют случаи, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя. Можно предположить, что данная мера будет способствовать повышению доверия пользователей к информации финансовой отчетности. К значимым изменениям с точки зрения категории пользователей следует отнести учет их разнонаправленных интересов в составе принципов регулирования бухгалтерского учета, сформулированных в статье 20 федерального закона о бухгучете.
Принципы регулирования бухгалтерского учета
┌─────────┬───────────┬────┴────┬──────────┬──────────────┐
▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼
┌────┴────┬────┴─────┬─────┴────┬────┴─────┬────┴─────┬────────┴────────┐
│Потребно-│Единая │Упрощение │МСФО - │Единообра-│Недопустимость │
│сти │система │системы │основа для│зие │совмещения │
│пользова-│требований│учета и │разработки│применения│полномочий по │
│телей │к учету │отчетности│стандартов│федераль- │утверждению │
│ │ │для малых │ │ных и │стандартов и │
│ │ │предприя- │ │отраслевых│контролю в сфере │
│ │ │тий │ │стандартов│бухгалтерского │
│ │ │ │ │ │учета │
└─────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┴─────────────────┘
Документы в области регулирования бухгалтерского учета
┌────────────────┬─────────┴────────┬───────────────────┐
▼ ▼ ▼ ▼
┌───────┴────────┬───────┴────────┬─────────┴───────────┬───────┴───────┐
│Федеральные │Отраслевые │Рекомендации в│Стандарты │
│стандарты │стандарты │области │экономического │
│ │ │бухгалтерского учета │субъекта │
└────────────────┴────────────────┴─────────────────────┴───────────────┘
Субъекты регулирования бухгалтерского учета
┌─────────┬──────────┬───────┴───┬─────────────┬───────────────┐
▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼
┌────┴────┬────┴─────┬────┴─────┬─────┴─────┬───────┴─────────┬─────┴───┐
│Уполномо-│Централь- │Саморегу- │Саморегули-│Некоммерческие │Иные │
│ченный │ный банк│лируемые │руемые │организации, │организа-│
│федераль-│Российской│организа- │организации│преследующие цели│ции │
│ный орган│Федерации │ции │предприни- │развития │пользова-│
│ │ │аудиторов │мателей │бухгалтерского │телей │
│ │ │ │ │учета │ │
└─────────┴──────────┴──────────┴───────────┴─────────────────┴─────────┘
Рисунок 1. Регулирование бухгалтерского учета
Принцип согласно определению, содержащемуся в большой советской энциклопедии, происходит от латинского слова principium - начало, основа и означает:
- основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации;
- внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности;
- нормы поведения и деятельности;
- основную особенность устройства какого-либо механизма, прибора.
Принципы бухучета в федеральном законе N 402-ФЗ
В данном случае этот термин применим к механизму регулирования бухгалтерского учета. По нашему мнению, не совсем удачно сформулирован принцип единства системы требований к бухгалтерскому учету. Глава 2 "Общие требования к бухучету" федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ о бухгалтерском учете содержит 15 статей, название которых и представляют вышеназванные требования. Если финансовый учёт - это формирование документированной систематизированной информации об объектах в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухучете", и составление на ее основе финансовой отчетности, то требования могут предъявляться к организации самого процесса формирования информации.
Некоторые принципы уже легли в основу формирования нормативных актов, регулирующих организацию и ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации в настоящее время. Действующие положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе международных стандартов с поправкой на экономические условия хозяйствования организаций в России и на ограничения в применении для субъектов малого предпринимательства. Единообразие применения федеральных и отраслевых стандартов возможно при отсутствии противоречий между ними. Это означает, что отраслевые стандарты должны предусматривать только особенности вида экономической деятельности в организации объектов бухгалтерского учета, а разрабатываться на основе федеральных.
Недопустимость в совмещении полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета вытекает из содержания федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно статье 22 этого закона органами государственного регулирования бухучета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и центральный банк Российской Федерации. Какой федеральный орган примет на себя эти полномочия, вышеназванный закон не устанавливает. Этим же законом определено четыре вида документов, в которых и планируется реализация объявленных принципов регулирования бухгалтерского учета. Это в первую очередь федеральные стандарты, на основе которых должны разрабатываться отраслевые стандарты, раскрывающие особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в добровольном порядке в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов.
| |
|
Быстрый поиск по финансовому сайту:
|