Сделки: налоговая осторожность и осмотрительность БУХУЧЁТ 2015: новые ориентиры налоговой предосторожности.Сложившаяся судебная практика по вопросам налоговой осмотрительности инициировала очередной запрос в Минфин России. Заявитель изначально обратился в налоговую инспекцию по месту учета будущего контрагента с вопросами:
- регулярно ли контрагент сдает отчетность и не нарушает ли сроков сдачи;
- не привлекался ли он к налоговой ответственности;
- не нарушает ли сроков уплаты налогов и платит ли их.
Налоговая инспекция отказала в предоставлении запрашиваемых сведений. После негативного ответа осторожный налогоплательщик обратился за разъяснениями в Минфин России:
- вправе ли ООО обратиться с запросом о предоставлении вышеуказанной информации в инспекцию по месту нахождения контрагентов?
- вправе ли налоговая инспекция отказать ООО в предоставлении запрашиваемой информации?
- какие методы ООО вправе использовать с целью выявления недобросовестности контрагента и минимизации налоговых рисков?
Как проявлять должную осторожность? Ответ Минфина
Официальный ответ на эти вопросы изложен в письме Минфина России от 04.06.2012 N 03-02-07/1-134, подписанном заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.Разгулиным. Суть ответа сводится к следующему:
1) налогоплательщик вправе получать сведения, содержащиеся в едином государственном реестре налогоплательщиков;
2) налогоплательщик вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом Критериев оценки рисков, используемых налоговыми инспекторами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@;
3) для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-однодневок), а также наименования юридических лиц, в состав директоров которых входят дисквалифицированные лица;
4) сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств.
Налоговая осмотрительность и налоговые тайны
Примечательно, что последний вывод прямо противоречит требованиям налогового кодекса, которые в письме упоминаются: "кодексом не установлена обязанность налоговых инспекторов предоставлять фирмам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 102 налогового кодекса любые полученные налоговой инспекцией сведения о компании, за исключением сведений, указанных в названном пункте, составляют налоговую тайну. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми инспекциями, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом" (абзац 1 пункта 2 статьи 102 НК РФ).
Свой вывод представители Минфина России основывают на судебной практике ВАС РФ (определение от 01.12.2010 N ВАС-16124/10) и практике федеральных окружных судов (постановления ФАС ЗСО от 27.07.2010 N А27-25441/2009, от 16.07.2010 N А27-25724/2009, ФАС УО от 01.09.2010 N Ф09-6957/10-С3). Стоит отметить, что президиум ВАС РФ по вопросу налоговой предосторожности и осмотрительности не высказывался, что снижает уровень доверия к этой информации.
|
Быстрый поиск по финансовому сайту:
|