Предусмотрительность налогоплательщика при сделке БУХУЧЁТ 2015: что понимать под должной осмотрительностью?.Наученные горьким опытом отказов в налоговых вычетах за недостоверность сведений в документах о полномочных представителях контрагентов, организации ищут алгоритмы проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов по сделкам. Так, в постановлении президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 9299/08 сделан вывод, что подписание документов фирмы-контрагента от лица ее руководителя не установленным проверкой лицом, в числе прочих обстоятельств, может лишить покупателя права на налоговые вычеты. Этот вывод в разных вариациях неоднократно воспроизводился и в других судебных актах ВАС РФ (определения от 16.01.2009 N 17445/08, от 30.01.2009 N 28/09, от 12.02.2009 N ВАС-838/09, от 23.03.2009 N ВАС-2864/09).
Впервые Минфин России порекомендовал налогоплательщикам конкретные меры налоговой осмотрительности в своем письме от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177:
- запрашивать у контрагента копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;
- проверять факт занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ;
- запрашивать у контрагента доверенность о полномочиях лица, подписывающего документы по сделке;
- использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента.
Отметим, что не всякую информацию о контрагенте можно получить на законных основаниях. Как следует из статьи 5 закона N 98-ФЗ от 29.07.2004 "О коммерческой тайне", некоторые сведения не составляют коммерческую тайну, то есть, хозяйствующий субъект не вправе ссылаться на режим секретности, отказывая заинтересованным лицам в предоставлении им информации. Компания вправе запросить у потенциального контрагента только вышеуказанную информацию. Незаконный сбор иной, помимо указанной, информации, то есть информации, составляющей коммерческую и налоговую тайну, является преступлением (статья 183 УК РФ).
Получение налоговой информации о контрагенте
Что касается возможности получения сведений, образующих налоговую тайну контрагентов (размер налоговых отчислений), то она ограничена законом (статья 102 НК РФ). Многие суды учитывают, что возможности компании по получению налоговой информации о контрагенте ограниченны. Так, например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.04.2008 N Ф08-1689/08-609А, отклоняя довод налоговиков о неосмотрительности компании в выборе контрагентов, исходил из того, что сведения, полученные налоговой инспекцией в результате проведения дополнительных мер налогового контроля, не относятся к категории общедоступных. Суд также отметил, что компания не может проверить отсутствие контрагента по юридическому адресу и его регистрацию по утерянному паспорту, так как у нее на это нет установленных законом прав.
Между тем, как показывает практика ВАС РФ, получение общедоступной информации о контрагенте не всегда спасет компанию от обвинений в непроявлении им должной осмотрительности. Так, в постановлении президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 1221/07 компания была лишена налогового вычета НДС на том основании, что его контрагент не уплатил налог на добавленную стоимость в бюджет, хотя задекларировал уплату в своей налоговой декларации. По мнению суда, организацию должно было насторожить, что предыдущая сделка со спорным объектом недвижимости состоялась за несколько дней до спорной и по цене, в несколько раз меньшей, чем цена приобретения недвижимости самим налогоплательщиком. В другом постановлении президиума ВАС РФ сделан вывод о том, что фирма в целях собственной налоговой безопасности при заключении сделки вправе поинтересоваться:
- деловой репутацией, опытом и платежеспособностью контрагента;
- наличием у контрагента сил и средств для исполнения сделок;
- реальностью исполнения сделки самим контрагентом и исполнением им в связи с этим своих налоговых обязанностей.
|  |
|
Быстрый поиск по финансовому сайту:
Разделы на бухгалтерском вебсайте:
|