Стандарты бухгалтерского учета и учетная политика БУХУЧЁТ 2015: разработка учетной политики и стандартов.Для организации и ведения бухгалтерского учета каждый экономический субъект разрабатывает собственные стандарты бухгалтерского учета. В первую очередь - это учетная политика, объединяющая в своем содержании выбранные способы оценки, учета отдельных объектов, формы первичных учетных документов и регистров учета, график документооборота и процедуру закрытия отчетного периода в организации, и другие аспекты. По нашему мнению, уполномоченный федеральный орган должен определить принадлежность действующих в настоящее время положений по бухгалтерскому учету к категории федеральных или отраслевых.
К категории отраслевых стандартов следует отнести положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), поскольку документ регулирует вопросы финансового учета деятельности организаций в области строительства, и положение по бухучету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011), которое вступило в силу с аналитической отчетности 2012 года и применяется организациями, осуществляющими затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр.
Федеральные стандарты бухучета и фин отчетности
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ о бухгалтерском учете к компетенции федеральных стандартов относятся:
1) определения, признаки, классификация, способы измерения, условия признания и списания объектов бухгалтерского учета, в том числе порядок пересчета стоимости объектов, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
2) требования к учетной политике, условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
3) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
4) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
5) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
6) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
7) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
8) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.
Кроме того, федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету как для организаций бюджетной сферы, так и к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета представлены на рисунке.
┌─ Уполномоченный федеральный орган
│ - Утверждает программу разработки федеральных стандартов.
│ - Разрабатывает федеральные стандарты для организаций
│ государственного сектора.
│ - Утверждает федеральные стандарты и, в пределах его компетенции,
│ отраслевые стандарты и обобщает практику их применения.
│ - Организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета.
│ - Утверждает требования к оформлению проектов стандартов
/ бухгалтерского учета.
\ - Участвует в установленном порядке в разработке международных
│ стандартов.
│ - Представляет Российскую Федерацию в международных организациях,
│ осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета
│ и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
│ - Осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом от
│ 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и иными федеральными
│ законами
└─
┌─ Центральный банк Российской Федерации
│ - Утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения.
│ - Участвует в подготовке и согласовывает программу разработки
│ федеральных стандартов.
/ - Участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов.
\ - Участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в
│ установленном порядке в разработке международных стандартов.
│ - Осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом от
│ 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и иными федеральными
│ законами
└─
┌─ Функции субъекта негосударственного регулирования бухучета
│ - Разрабатывает проекты федеральных стандартов, проводит публичное
│ обсуждение этих проектов и представляет их в уполномоченный
│ федеральный орган.
│ - Участвует в подготовке программы разработки федеральных
│ стандартов.
/ - Участвует в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета.
\ - Обеспечивает соответствие проекта федерального стандарта
│ международному стандарту, на основе которого разработан
│ проект федерального стандарта. Разрабатывает и принимает
│ рекомендации в области бухгалтерского учета.
│ - Разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов
│ бухгалтерского учета.
│ - Участвует в разработке международных стандартов.
└─
Рисунок 1. Функции органов государственного регулирования бухучета
Функции органов государственного регулирования разделились. Разработка проектов федеральных стандартов, их публичное обсуждение ложатся на плечи субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета, а утверждение документов поручено уполномоченному федеральному органу. Не совсем понятна судьба проектов отраслевых стандартов. В соответствии с пунктом 3 статьи 25 федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ о финансовом учете право утверждения отраслевых стандартов предоставлено органам государственного регулирования бухгалтерского учета в соответствующей сфере экономической деятельности, а разработка не отнесена к обязанностям данного органа, но возможна. Это обстоятельство может указывать на то, что проекты отраслевых стандартов могут быть отнесены к компетенции субъектов негосударственного регулирования бухучета, а при нежелании участия в их формировании последних будут разрабатываться органами государственного регулирования отдельного вида экономической деятельности.
|
Быстрый поиск по финансовому сайту:
|