Покупка основных средств в кредит, учет расходов БУХУЧЁТ 2015: отражение основных и дополнительных затрат.Проценты по кредиту включают в стоимость приобретаемого основного средства. Это предусматривает пункт 7 ПБУ 15/2008. Такой порядок их учета применяют до момента формирования стоимости ОС и ввода его в эксплуатацию. С 1-го числа того месяца, который следует за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, проценты по заемным средствам учитывают в составе прочих расходов. На стоимость основного средства они не влияют. Отметим, что субъекты малого предпринимательства проценты по кредиту, начисленные до формирования стоимости данного имущества и ввода его в эксплуатацию, вправе отражать в составе прочих расходов. Дополнительные затраты, которые связаны с привлечением заемных средств, учитывают в составе прочих расходов и в первоначальную стоимость ОС не включают.
Отметим, что изложенный порядок учета процентов предусмотрен лишь для тех основных средств, которые являются инвестиционными активами (письмо Минфина России от 08.02.2011 N 03-05-05-01/08). Под ними подразумеваются активы, требующие длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение или изготовление. ПБУ 15/2008 не содержит информации, какое время можно считать длительным и какие расходы - существенными. В связи с этим определения данных понятий компания может дать в бухгалтерской учетной политике. При этом проценты по кредиту, полученному на приобретение ОС, которое не подпадает под определение инвестиционного актива, будут учитываться в составе прочих расходов компании. На стоимость основного средства они не повлияют.
Пример бух учета расходов при кредите
Компания приобретает недвижимость (здание). Ее стоимость составляет 9 440 000 рублей (в т.ч. НДС - 1 440 000 рублей). Для приобретения недвижимости фирмой получен краткосрочный банковский кредит в сумме 7 000 000 рублей. По условиям договора компания должна уплачивать проценты по кредиту из расчета 17% годовых. Дополнительные расходы по кредиту (юридический анализ договора) составили 11 800 рублей (в т.ч. НДС - 1800 рублей). Эти расходы оплачены в январе. Кредит получен в феврале. Средства в оплату недвижимости перечислены продавцу в марте. В апреле здание было получено по акту приемки-передачи, введено в эксплуатацию и право собственности на него прошло госрегистрацию. Расходы на регистрацию составили 11 000 рублей. Согласно учетной политике компании данный объект является инвестиционным активом. Указанные операции в бух учёте были отражены следующими записями.
В январе:
- дебет 19 кредит 60: 1800 рублей - учтен НДС по расходам, связанным с получением кредита;
- дебет 91-2 кредит 60: 10 000 рублей (11 800 - 1800) - учтены дополнительные расходы на получение кредита;
- дебет 68 кредит 19: 1800 рублей - принят к вычету НДС по расходам на получение кредита.
В феврале:
- дебет 51 кредит 66: 7 000 000 рублей - поступила сумма кредита на расчетный счет;
- дебет 08-4 кредит 66: 94 290 рублей (7 000 000 руб. х 17% : 366 дн. х 29 дн.) - начислены проценты по кредиту за февраль.
В марте:
- дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" кредит 51: 9 440 000 рублей - перечислены средства продавцу недвижимости;
- дебет 68 кредит 76: 1 440 000 рублей - принят к вычету НДС, перечисленный в составе аванса;
- дебет 08-4 кредит 66: 100 792 рублей (7 000 000 руб. х 17% : 366 дн. х 31 дн.) - начислены проценты по кредиту.
В апреле:
- дебет 19 кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками": 1 440 000 рублей - учтен НДС по зданию;
- дебет 08-4 кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками": 8 000 000 рублей (9 440 000 - 1 440 000) - учтены расходы на приобретение здания;
- дебет 08-4 кредит 76: 11 000 рублей - учтены расходы на госрегистрацию права собственности по зданию;
- дебет 68 кредит 19: 1 440 000 рублей - принят к вычету НДС по зданию;
- дебет 76 кредит 68: 1 440 000 рублей - восстановлен НДС, ранее принятый к вычету с аванса;
- дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками" кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным": 9 440 000 рублей - зачтена сумма аванса;
- дебет 08-4 кредит 66: 97 541 рублей (7 000 000 руб. х 17% : 366 дн. х 30 дн.) - начислены проценты по кредиту;
- дебет 01 кредит 08-4: 8 303 623 рублей (94 290 + 100 792 + 8 000 000 + 11 000 + 97 541) - стоимость здания отражена в составе ОС.
В мае:
- дебет 91-2 кредит 66: 100 792 рублей (7 000 000 руб. х 17% : 366 дн. х 31 дн.) - начислены проценты по кредиту.
По правилам налогового учета проценты по любым заемным средствам (в том числе полученным для приобретения ОС) учитывают в составе внереализационных расходов. Поэтому при покупке основных средств за счет заемных средств их стоимость в бухгалтерском и налоговом учете может различаться.
|