Порядок выставления и получения счетов-фактур БУХУЧЁТ 2015: обмен электронными счетами-фактурами при сделке.Основная операция по составлению и отправке электронного счета-фактуры производится на первом этапе. Все, что происходит далее, - не более, чем обмен извещениями между участниками сделки для подтверждения основной операции. При этом после завершения всех этапов покупатель (заказчик) проверяет полученный в электронном виде от продавца (исполнителя) счет-фактуру на соответствие утвержденным требованиям, формату, а также наличие и правильность заполнения реквизитов. Если выявлены ошибки или неточности (пропуски необходимой информации), то возникает необходимость внесения изменений в документ.
Алгоритм внесения исправлений в электронные счета-фактуры
Инициатором поправок может быть продавец, но чаще им выступает покупатель, который обнаруживает ошибку, и именно с него начинается процесс уточнения счета-фактуры. Действия сторон в таком случае включают два этапа.
Этап 1. Отправка покупателем в адрес продавца уведомления об уточнении
┌────────┐ ┌────────┐ ┌──────────┐
│Продавец│Получает от оператора│Оператор│ Формирует и отправляет │Покупатель│
│ │ уведомление об │ │уведомление об уточнении│ │
│ │ уточнении документа │ │ документа │ │
└────────┴◄────────────────────┴────────┴◄───────────────────────┴──────────┘
При получении уведомления об уточнении счета-фактуры продавец устраняет указанные в уведомлении ошибки и направляет покупателю исправленный счет-фактуру в электронном виде.
Этап 2. Отправка по ТКС продавцом извещения о получении уведомления
┌────────┐ ┌────────┐ ┌──────────┐
│Продавец│Формирует и отправляет│Оператор│Получает от оператора│Покупатель│
│ │ извещение о получении│ │извещение о получении│ │
│ │ документа │ │ документа │ │
│ │ │ │ │ │
└────────┴─────────────────────►┴────────┴────────────────────►┴──────────┘
Если покупатель не получил от продавца извещение о получении уведомления об уточнении счета-фактуры, он сообщает об этом продавцу. В случае подтверждения продавцом факта неполучения уведомления покупатель или продавец сообщают о данном факте оператору электронного документооборота.
Что нужно для обмена электронными счетами?
Читатель может заметить, что в алгоритме представлены практически все документы, используемые при отправке и получении счетов-фактур в электронном виде, за исключением сообщения об участнике электронного оборота фактур. Дело в том, что в порядке выставления и получения счетов-фактур об этом сообщении прямо не сказано. В то же время есть отдельные нормы, что нужно сделать продавцу (покупателю) для участия в электронном обороте бухгалтерских счетов. А именно, организации для того, чтобы стать полноправным участником, следует:
- получить сертификаты ключей ЭЦП руководителя либо иных уполномоченных лиц;
- оформить и представить оператору электронного документооборота заявление об участии в обороте счетов-фактур в электронном виде;
- получить у оператора идентификатор участника электронного документооборота, реквизиты доступа и другие данные, необходимые для подключения к обмену счетами-фактурами.
В свою очередь, оператор электронного документооборота после подключения продавца (покупателя) к электронному документообороту направляет в налоговый орган сведения об учетных данных участников электронного оборота счетов-фактур. Именно для этого разработан формат сообщения об участнике электронного оборота счетов-фактур, который представляется в налоговый орган оператором такого документооборота.
|