Прекращение сервитута, основания для прекращения БУХУЧЁТ 2015: как прекращается частный публичный сервитут.Согласно статье 48 земельного кодекса России частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а публичный - в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. В силу статьи 276 ГК РФ по требованию собственника обслуживающей вещи сервитут может быть прекращен в связи с отсутствием оснований, по которым он был установлен. Кроме того, гражданин или юридическое лицо - собственник обремененного земельного участка может потребовать по суду прекращения сервитута в том случае, если в результате обременения этот участок не может использоваться им по целевому назначению. Что касается земельного участка, обремененного публичным сервитутом, в такой ситуации его собственник (как и землепользователь, землевладелец) вправе требовать от органа власти, установившего ограничение, изъятия участка, в том числе путем его выкупа, или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (абзац 1 пункта 7 статьи 23 ЗК РФ).
Обратите внимание: не является причиной прекращения частного сервитута переход прав на обремененное имущество. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 ГК РФ в случае перехода прав на земельный участок (другое недвижимое имущество), который обременен сервитутом, к другому лицу (например, по причине смены собственника) сервитут сохраняется. В связи с этим обладателю этого права не надо заключать новое соглашение об установлении сервитута с новым собственником (постановление ФАС ВСО от 19.04.2012 по делу N А58-3967/2011). Если же соглашение все-таки будет заключено (кстати, оно, к примеру, может быть квалифицировано как соглашение об установлении платы за сервитут), регистрировать его в ЕГРП не надо (постановление ФАС СЗО от 01.02.2011 по делу N А21-2041/2010). Смена собственника не может стать причиной и для отмены публичного сервитута (постановление ФАС СЗО от 05.09.2011 по делу N А56-57861/2010).
В проекте федерального закона N 47538-6 предложены следующие основания для прекращения сервитута:
- по соглашению собственников вещей, связанных сервитутом;
- по решению собственника, которому одновременно принадлежат служащая и господствующая вещи;
- по требованию любого из этих собственников в случае исчезновения обстоятельств, вызвавших необходимость установления ограничения;
- при соединении служащей и господствующей вещей;
- при невозможности пользования служащей вещью в соответствии с ее изменившимся назначением в случае сохранения сервитута;
- по истечении срока, на который установлен сервитут;
- при отсутствии необходимости обременения в отношении одной из вещей, образованных при разделе господствующей или служащей вещи.
|
Быстрый поиск по финансовому сайту:
|