Поощрение покупателя за объем закупок продукции БУХУЧЁТ 2015: экономический смысл хозяйственных операций.Теперь разберем ситуацию с поощрением покупателя, причем по факту выполнения им определенных условий договора поставки (самое распространенное поощрение за объем закупок). Имеются ли здесь экономический смысл для пересмотра цены именно того товара, который уже продан? Думаем, что нет. Позволим себе предположить, что на момент заключения договора и момент достижения определенного объема продаж финансово-экономические показатели (рентабельность, окупаемость затрат и т.д.) поставщика по сделке отличаются друг от друга, что позволяет ему принять решение вернуть часть полученной прибыли покупателю. Ведь если бы такой сценарий развития событий был известен заранее, наценка поставщика на реализуемый товар могла быть меньше. Кроме того, необходимо учесть, что поставщик, премируя покупателя за достигнутые показатели, безусловно, смотрит в будущее, пытаясь укрепить и развить возникшие взаимосвязи.
К сведению бухгалтера: рекомендуем критически относиться к последним утверждениям судей (постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 N 09АП-25791/2011-АК), отрицающих наличие встречных действий и взаимного интереса у покупателя и поставщика в процессе наращивания объема закупок, и применять их сугубо в том контексте, в котором они имеют место в приведенном судебном акте: покупатель получает от поставщика премию за действия, совершенные исключительно в собственном интересе (речь идет о приобретении определенного количества товара), а не за услугу, оказанную поставщику. То, что последний при этом получает косвенный экономический эффект, связанный с увеличением объема продаж, правовой сути операции не меняет.
Каковы экономические предпосылки покупателя? Безусловно, он стремится в первую очередь к увеличению своих экономических выгод, в данном случае - в виде притока денежных средств, а не экономии затрат. Ведь затраты на приобретение товара уже понесены, их величина была приемлема для покупателя на момент заключения сделки. Более того, возможно, на дату получения премии товар, за закупку которого поощряется покупатель, уже реализован или отпущен в производство и принес покупателю ожидаемый экономический эффект. Так что при заключении договора с условием о премировании покупатель, скорее всего, будет нацелен на получение экономической выгоды именно в виде денежных средств (иного имущества).
Получается, что во всех рассмотренных ситуациях экономическое содержание операций не соответствует их правовой форме, поэтому всерьез говорить о необходимости формирования в учете данных, свидетельствующих об изменении цен реализованных (приобретенных) товаров, не приходится. А вот действия, направленные на пересмотр размера обязательств покупателя перед поставщиком (если они еще не исполнены), вполне очевидны. Далее мы рассмотрим, какие записи необходимо сделать в бухгалтерском учете поставщика и покупателя, полагаясь на сформулированные выводы.
|
Быстрый поиск по финансовому сайту:
|